Храмовые святыни

 Ковчег с мощами святых чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана Асийских

Время рождения и смерти точно не известно. Считается, что они жили не позднее IV века. Их отец, грек и язычник, умер когда они были еще малыми детьми. Воспитанием братьев в св.-Косьма-и-Дамиан2христианской вере занималась мать — Феодотия. Позже дети были отданы на обучение врачебной науке. Считается, что Господь даровал им искусство исцелений, что привлекало к ним множество больных. С больных, которых лечили святые, они никогда не брали платы, соблюдая заповедь Иисуса Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10, 8). Слава о Косме и Дамиане прошла по всей округе, и люди назвали их бессребрениками.
По легенде, святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от неё хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы — Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришёл верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Феремане (Месопотамия). По преданию и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.

Ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца

Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизньхристианству. Считается, что он был рожден в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование.

Святитель Николай был из знатного богатого рода. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности.MG_49651-945x1024

Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана(годы правления 284305) и Максимиана (годы правления 286305). В 303-м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления 305306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления 305311) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи.

После смерти Галерия, его соправитель Лициний (годы правления 307324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. К этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликии Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции).

Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осужденных. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошел учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

Еще при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

Икона с мощами святителя Иоасафа Белгородского

Происходил из знатного малороссийского рода Горленко. Родился в семье полковника Прилуцкого казачьего полка Андрея Дмитриевича Горленко, его мать — Мария Даниловна — была дочерью гетмана Д. П. Апостола.

MG_4943-936x1024В 1713 году был определен в Киевскую духовную академию.

В 1725 году в Киево-Межигорском монастыре пострижен в рясофор с именем Илариона.

В 1727 принял монашество с именем Иоасафа; в 1728 рукоположен в иеродиакона.

По окончании академического курса остался преподавателем при академии.

В 1737 году назначен игуменом Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1744 году повелением императрицы Елизаветы посвящен в сан архимандрита и переведён наместником Троице-Сергиевой Лавры.

2 июня 1748 году хиротонисан в епископа Белгородского и Обоянского.

Незадолго до своей кончины отправился в родной город Прилуки, для свидания с родителями. В средине сентября 1754 года отправился обратно в Белгород. Но, остановившись в слободе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, тяжело заболел и, проведя более двух месяцев на одре болезни, 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни, преставился, прожив 49 лет.

Два с половиной месяца после блаженной кончины Иоасафа тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля 1755 года, ввиду того, что назначенныйСвятейшим Синодом для совершения погребения Иоасафа Переяславский и Борисопольский Преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек.

Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей, гроб с телом Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя.

Торжества канонизации и открытия мощей состоялись 4 сентября 1911 годапри Курском Преосвященном Питириме (Окнове) и викарном Белгородском епископе Никодиме в присутствии Елисаветы Феодоровны и Константина Константиновича.

Икона с мощами преподобного Иова Почаевского

Родился на территории Галиции, в возрасте 10 лет поступил в Угорницкий монастырь. В 12 лет принял монашеский постриг с именем Иов, по достижении совершеннолетия был рукоположен в иеромонаха. В 30 лет принял великуюсхиму с именем Иоанн (несмотря на это прославлен в лике святых с именем Иов).

св.Иов-ПочаевскийПо просьбе князя Константина Острожского Иов был переведен в находившийся в его владениях Дубенский Крестный монастырь и более 20 лет был его настоятелем. Будучи настоятелем Иов проводил просветительскую деятельность, при нем в типографии князя Констанина была Иваном Фёдоровым напечатана Острожская Библия (первая полная славянскаяБиблия). Под его руководством выполнялись переводы трудов Отцов Церкви. Недовольство по поводу его просветительской деятельности со стороныкатоликов и униатов заставили его около 1604 года перейти в окрестности Почаевской горы в поисках места для аскетических подвигов. Он поселился в пещере и изнурял своё тело постом.

Монахи Почаевской обители, видя благочестие Иова, сделали его игуменоммонастыря. Иов ввел в монастыре общежительный устав. При нём началась активная строительная деятельность: возведены новые монастырские стены, построен Свято-Троицкий собор, а затем ещё шесть церквей. Продолжая свою просветительскую деятельность Иов создал Почаевскую типографию. Также он не оставил работу по написанию сочинений в защиту православия. Сохранилась одна из его книг: «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная» (в 1889 году была издана под названием «Почаевская Пчела»).

Умер в возрасте ста лет, в 1651 году. Мощи его найдены нетленными в 1659 году. 28 августа 1833 года по решению Священного Синода мощи Иова были открыты второй раз для освидетельствования. В 1902 году Святейший Синод определил в этот день обносить святые мощи преподобного Иова вокруг Успенского собора Почаевской Лавры после Божественной литургии.

Икона с мощами преподобного Амфилохия Почаевского

Родился 27 ноября 1894 в селе Малая Иловица, ныне Шумский район, Тернопольской области.

В 1925 году был принят послушником в Почаевскую Лавру.

св.Амфилохий-Почаевский8 июля 1932 года, по благословению митрополита Варшавского и всей ПольшиДионисия (Валединского), был пострижен в монашество с именем Иосиф.

21 сентября 1933 года был рукоположён епископом Антонием (Марценко) воиеродиакона; 27 сентября 1936 года — во иеромонаха.

Осенью 1962 года, когда Лавра была на грани административного закрытия, сыграл ключевую роль в защите Троицкого собора, вследствие чего через несколько дней был насильственно госпитализирован в психиатрическую больницу.

По освобождении вернулся в родное село и поселился у своего племянника, где продолжал служить, совершая водосвятные молебны и исцеляя людей.

Одним из своих родственников был увезён за село к болоту, избит и брошен в воду. Будучи на краю смерти, в Лавре был пострижен в схиму с именемАмфилохий в честь святителя Амфилохия Иконийского. Выздоровев, снова вернулся в родное село.

При жизни святой прославился даром исцелений, однажды он воскресил девочку, которая умерла в пути, когда мать везла её издалека к старцу.

Скончался 1 января 1971 года.

3 апреля 2002 года Священный Синод Украинской Православной Церквипринял решение прославить в лике святых почаевского старца-схиигумена Амфилохия.

Чин прославления преподобного Амфилохия в лике святых был совершён митрополитом Киевским Владимиром в воскресение 12 мая 2002 года в Успенском храме Почаевской Лавры; 13 мая мощи преподобного были перенесены из Успенского собора в расположенную под ним церковь-крипту преподобного Иова Почаевского, где почивают рядом с мощами последнего.

 

Икона с мощами святого великомученика Георгия Победоносца

Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в Каппадокии в семье христиан (вариант — родился в Лидде, Палестина, а вырос в Каппадокии; либо же наоборот — его отца замучили за Георгий-победоносецисповедание Христа в Каппадокии, а мать с сыном бежала в Палестину). Поступив на военную службу он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Его мать скончалась, когда ему было 20 лет, и он получил богатое наследство. Георгий отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения, но когда начались гонения на христиан, он, будучи в Никомидии, раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.

В 1-й день, когда его стали толкать в темницу кольями, одно из них сломалось чудесным образом, словно соломинка. Затем его привязали к столбам, а на грудь положили тяжелый камень

На следующий день его подвергли пытке колесом, утыканным ножами и мечами. Диоклетиан счел его мертвым, но вдруг явился ангел, и Георгий приветствовал его, как это делали воины, тогда император понял, что мученик еще жив. Его сняли с колеса и увидели, что все раны исцелились. Затем его бросили в яму, где была негашеная известь, но и это не повредило святому. Через день ему перебили кости на руках и ногах, но наутро они опять стали целыми. Его заставили бежать в раскаленных докрасна железных сапогах (вариант — с острыми гвоздями внутри). Всю следующую ночь он молился и наутро опять предстал перед императором. Его избили плетьми (воловьими жилами) так, что со спины слезла кожа, но он восстал исцеленным.

На 7-й день его принудили выпить две чаши со снадобьями, от одной из которых он должен был лишиться разума, а от второй — умереть. Но они не повредили ему. Затем он совершил несколько чудес (воскресил умершего и оживил павшего вола), что заставило многих обратиться в христианство.

Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. После безрезультатных уговоров отречься и принести языческое жертвоприношение, его приговорили к смерти. В эту ночь ему во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай. Георгий тот час позвал слугу, который записал всё сказанное (один из апокрифов написан от лица именно этого слуги) и велел после смерти отвезти свое тело в Палестину.

В конце мучений Георгия император Диоклетиан, спустившись в темницу, еще раз предложил истерзанному пытками бывшему командиру его телохранителей отречься от Христа. Георгий сказал: «Отнесите меня в храм Аполлона». И когда это было исполнено (на 8-й день), Георгий встал в полный рост перед белокаменной статуей, и все услышали его речь: «Неужели ради тебя я иду на заклание? И можешь ли ты принять от меня эту жертву как бог?» При этом Георгий осенил себя и статую Аполлона кре́стным зна́мением — и этим вынудил беса, обитавшего в ней, объявить себя падшим ангелом. После этого сокрушились все идолы в храме.

Взбешенные этим жрецы кинулись избивать Георгия. А прибежавшая в храм жена императора Александра бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи ее мужа-тирана. Она была обращена в веру случившимся только что чудом. Диолектиан в гневе закричал: «Отсечь! Отсечь головы! Обоим отсечь!» И Георгий, помолившись в последний раз, со спокойной улыбкой положил голову на плаху.

Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра Римская, названная в житии супругой императора Диоклетиана (реальную супругу императора, известную по историческим источникам, звали Приска).

 

Список Чудотворного Образа святителя Иоасафа Белгородского

 Происходил из знатного малороссийского рода Горленко. Родился в семье полковника Прилуцкого казачьего полка Андрея Дмитриевича Горленко, его мать — Мария Даниловна — была дочерью гетмана Д. П. Апостола.

свт.-Иоасаф-Белгородский-список-чудотворного-образаВ 1713 году был определен в Киевскую духовную академию.

В 1725 году в Киево-Межигорском монастыре пострижен в рясофор с именем Илариона.

В 1727 принял монашество с именем Иоасафа; в 1728 рукоположен в иеродиакона.

По окончании академического курса остался преподавателем при академии.

В 1737 году назначен игуменом Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1744 году повелением императрицы Елизаветы посвящен в сан архимандрита и переведён наместником Троице-Сергиевой Лавры.

2 июня 1748 году хиротонисан в епископа Белгородского и Обоянского.

Незадолго до своей кончины отправился в родной город Прилуки, для свидания с родителями. В средине сентября 1754 годаотправился обратно в Белгород. Но, остановившись в слободе Грайворон, где была его архиерейская вотчина, тяжело заболел и, проведя более двух месяцев на одре болезни, 10 декабря 1754 года в 5-м часу пополудни, преставился, прожив 49 лет.

Два с половиной месяца после блаженной кончины Иоасафа тело его во гробе стояло открыто в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. Тело почившего архипастыря оставалось непогребенным до конца февраля1755 года, ввиду того, что назначенный Святейшим Синодом для совершения погребения Иоасафа Переяславский и Борисопольский Преосвященный Иоанн Козлович был задержан разлитием рек.

Лишь 28 февраля 1755 года в сослужении многочисленного сонма пастырей, гроб с телом Иоасафа был поставлен в склепе (в юго-западной части белгородского Свято-Троицкого собора), который был сооружен по повелению почившего святителя.

Торжества канонизации и открытия мощей состоялись 4 сентября 1911 года при Курском Преосвященном Питириме (Окнове) и викарном Белгородском епископе Никодиме в присутствии Елисаветы Феодоровны и Константина Константиновича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *