О Храме

Храм святителя Иоасафа Белгородского: история и особенности

 

Строительство храма в честь святителя Иоасафа Белгородского, который, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира  был сооружен на Интернациональной площади микрорайона«Нивки», недалеко от АНТК им. О.К. Антонова и авиазавода «Авиант»началось в августе 1999 года. Для начала, силами православной община, был построен временный храм-палатка, где и совершались первые богослужения. Первая Божественная Литургия была отслужена на престольный праздник 23 декабря 1999 года. 27 мая 2000 года состоялся торжественный чин закладки камня под строительство храма, строительство которого завершилось в 2009 году.

Сооруженный храм посвящен труженикам гражданской и военной авиации о которых постоянно возносятся сугубые молитвы о здравии и сохранении от бед членов экипажей и пассажиров воздушных авиалайнеров, и всех, кто трудится в авиационной промышленности.

Следует отметить, что место строительства православного храма выбрано не случайно: совсем рядом – на бывшем Куреневском аэродроме, 16 июня 1910 года совершил свой первый полет на биплане «Сикорский-2» Сикорский Игорь Иванович. А еще через три года, 9 сентября, на этом же аэродроме выполнил свою первую «мертвую петлю» штабс-капитан Нестеров Петр Николаевич, названную, позже, его именем. Этой фигурой воздушный ас положил начало высшему пилотажу, за что удостоился золотой медали Киевского общества воздухоплавания. Летчик-герой погиб в сентябре 1914 года на Львовщине, впервые применив авиационный таран, как один из способов ведения воздушного боя. В день его похорон более 100 тысяч киевлян провожали летчика в последний путь к Аскольдовой могиле. В настоящее время прах летчика Нестерова находится на Лукьяновском кладбище, неподалеку от места строительства храма.
Имя Святителя Иоасафа Белгородского для Храма также выбрано не случайно: еще Игорь Сикорский приурочил свой первый испытательный полет 23 декабря 1913 года на биплане «Илья Муромец» дню памяти святителя Иоасафа, епископа Белгородского, канонизированного (причисленного к лику святых) в этот же день двумя годами раньше.
Самолет «Илья Муромец» – первый серийный четырехмоторный самолет, стал родоначальником мировой многомоторной тяжелой авиации. В годы первой мировой войны на базе этого самолета впервые была создана эскадра бомбардировщиков, успешно бомбившая железнодорожные узлы, аэродромы, скопления живой силы и техники противника. Пулеметное вооружение «Муромцев» было столь мощным, что немецкие истребители, обладавшие преимуществом в скорости, предпочитали не ввязываться с ними в бой. Таким образом, «Муромцы» стали первыми настоящими «летающими крепостями».

И.И. Сикорский назвал свой биплан в честь преподобного Ильи Муромца, мощи которого покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры, а испытания самолета провел в день памяти святителя Иоасафа, потому, что сам Игорь Иванович был человеком глубоко верующим и воспитанным в христианской семье. Его отец – знаменитый профессор-психиатр Иван Алексеевич Сикорский, с которого великий живописец В.М. Васнецов написал лик пророка Иоанна Предтечи (образ находится на запрестольной стене алтаря Владимирского собора), был духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадского. Будучи глубоко религиозным человеком, Игорь Сикорский способствовал развитию Православной церкви и всячески ее поддерживал. Он написал ряд книг и брошюр («Невидимая встреча»,«Эволюция души», «В поисках Высших Реальностей»), относящихся к наиболее оригинальным произведениям русской богословской мысли.

Следует отметить, что и родина святителя, город Прилуки, тоже отметился в истории авиации: город стал одной из крупнейших авиабаз, на которой дислоцировались стратегические бомбардировщики Ту-160.

Во время Второй Мировой войны на территории Белгородской епархии, на Прохоровом поле, освященном молитвой святителя Иоасафа, разыгралось грандиозное танковое сражение с применением штурмовой авиации, которое определило исход Курской битвы. Сейчас на Прохоровом поле сооружен мемориал, включающий в себя великолепный храм «Святых Апостолов Петра и Павла». 9 мая 2000 года на этом месте состоялась встреча трех Президентов – Украины, России и Белоруссии, которые трижды ударили в колокол«Единения», отдавая память славным воинам, павшим в этом сражении.

Дата 23 декабря знаменательна еще и тем, что в 1915 году в этот день в Киеве была сформирована военная школа летчиков-наблюдателей. А почти через 70 лет после успешного испытания «Ильи Муромца» – 24 декабря 1982 года – в небо поднялся новый исполин – АН-124 «Руслан», разработанный гениальным конструктором Олегом Константиновичем Антоновым, родоначальником самолетов семейства АН.
Построенный храм авиаторов имеет и историческую преемственность. В 1899 году основатель российского воздухоплавания Александр Матвеевич Кованько (который в 1885 году с небольшой группой военных воздухоплавателей построил два воздушных шара – «Орел» и «Сокол» – и демонстрировал возможности воздухоплавания на окраине Волкова поля в Санкт-Петербурге) обратился в Священный Синод Русской Православной Церкви с просьбой считать святого пророка Илью покровителем воздухоплавателей и авиаторов, и в честь его построил церковь. В 1900 году храм был освящен «во имя небесного покровителя воздухоплавателей и авиаторов пророка Божия Илии» (в 20-х годах уникальный храм был разграблен и снесен). Особенностью первого в мире «авиационного» храма были установленные внутри его мемориальные доски из черного камня, на которых золотом были начертаны имена погибших российских покорителей неба с датами трагедий.

На сегодня храм святителя Иоасафа Белгородского имеет два престола: верхний в честь святителя Иоасафа Белгородского, и нижний в честь  Царственных страстотерпцев. На храмовой территории также сооружены административный корпус, воскресная школа и приходская трапезная.

 

Проезд к храму: от ст. м «Сырецкая» — трол. 23 до ост. «Интернациональная пл.»;
трол. 35 до ост. «Ул. Щербакова»; от ст. м «Нивки» — авт. 14, 32, трол. 5, 26, до ост. «Интернациональная пл.».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *